79020_1006065

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 309-КГ17-14175

ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 16.10.2017

Судья Верховного Суда Российской Федерации Павлова Н.В., изучив кассационную жалобу Екатеринбургской таможни Уральского таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее таможня, таможенный орган, заявитель) на частное определение Арбитражного суда Свердловской области от 03.10.2016 по делу №А60-36735/2016, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2017 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.06.2017 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Холдинг «Юнона» (г. Екатеринбург; далее – общество) к таможенному органу о взыскании процентов, начисленных за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога на добавленную стоимость (далее – НДС) за период с 14.07.2015 по 21.10.2015, в сумме 16 714,14 рублей,

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.09.2015 по делу № А60-31388/2015 заявленные обществом требования удовлетворены. Признано недействительным решение таможни, оформленное письмом от 19.06.2015 № 07-38/9939 «О направлении информации». В качестве последствия признания недействительным решения суд обязал таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Холдинг «Юнона» путем возврата излишне уплаченного НДС в сумме 739474,28 рублей.

В связи с нарушением срока возврата излишне уплаченного НДС общество обратилось к начальнику таможни с заявлением от 06.06.2016 № 21/ОСП/4 об уплате процентов за период с 14.07.2015 по 21.10.2015 в сумме 16714,14 рублей.

Письмом от 05.07.2016 № 07-38/08331 «О направлении информации таможня уведомила общество об оставлении заявления без удовлетворения указав в обоснование, что уплата процентов отдельно от возврата излишне уплаченного налога таможенным законодательством не регламентирована, в решении от 16.09.2015 по делу № А60-31388/2015 судом на таможню не возложена обязанность по уплате процентов, в связи с чем, выплата процентов начисленных со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, реализуется по результатам судебного разрешения спора.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением по настоящему делу.

При обращении общества в арбитражный суд одновременно с заявлением было подано ходатайство о вынесении частного определения в адрес начальника таможенного органа с целью недопустимости нарушения таможенного законодательства со стороны подателя жалобы.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03.10.2016 по делу №А60-36735/2016 заявленные требования удовлетворены.

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.10.2016 по делу № А60-36735/2016 таможней не обжаловалось, вступило в законную в силу.

В ходе рассмотрения дела № А60-36735/2016 Арбитражным судом Свердловской области вынесено частное определение 03.10.2016, которым суд определил обратить внимание начальника таможни на допущенные нарушения положений статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон о таможенном регулировании), принять меры по недопущению в дальнейшем нарушения таможенного законодательства при рассмотрении вопроса о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин и начислении процентов в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 147 названного Федерального закона, обязать начальника таможенного органа сообщить о принятых мерах в течение месяца со дня получения названного определения.

Частное определение Арбитражного суда Свердловской области от 03.10.2016 оставлено без изменений постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2017 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 14.06.2017.

В жалобе заявитель ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывает на применение судами норм права, не подлежащих применению при рассмотрении настоящего дела.

Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.

Оснований для пересмотра принятых по настоящему делу судебных актов в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не установлено.

Удовлетворяя ходатайство общества, суды руководствовались нормами права, применимыми к рассматриваемому вопросу, приняв во внимание, что вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 16.09.2015 года по делу № А60-31388/2015 установлены обстоятельства неправомерного оставления без рассмотрения заявления декларанта о возврате излишне уплаченного НДС в сумме 739 474,28 рублей, пришли к выводу о том, что в данном случае право общества на получение процентов следует рассматривать как право на финансовую компенсацию потерь, вызванных неисполнением таможенным органом своей обязанности по вынесению в установленный срок решения о возврате излишне уплаченных денежных средств.

Согласно пункту 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 названного Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации действовавшей в период нарушения срока возврата.

Суды указали, что толкование таможней указанной нормы права приводит к нарушению прав и законных интересов лиц на внесудебное получение процентов, самостоятельно начисленных таможенным органом на сумму излишне уплаченных таможенных платежей, одновременно с возвратом излишне уплаченных сумм таможенных платежей, и ведет к необходимости их обращения в суд с соответствующим заявлением.

Вместе с тем, в отношении общества такое нарушение могло быть своевременно предотвращено принятием действенных мер к организации работы соответствующих подразделений таможенного органа в этом направлении.

Кроме того, является неверным вывод таможни о том, что у таможенного органа имеются законные основания для принятия решения о выплате процентов, начисляемых на излишне уплаченные либо излишне взысканные таможенные пошлины, налоги, только в том случае, когда заявление лица о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин налогов, подано в сопровождении подтверждающих документов и судебного решения, но рассмотрено таможенным органом с превышением установленного месячного срока.

Из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона о таможенном регулировании таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.

Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 № 503-О).

В связи с этим, независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, налогов, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 № 303-КГ14-7912).

При таких обстоятельствах доводы заявителя не могут служить основанием для передачи заявления на рассмотрение в порядке кассационного производства Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказать Судья Верховного Суда

Н.В. Павлова Российской Федерации

Комментарии ()

    Судебная практика по статье 52 Конституции РФ