ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 8-КП6-12

ОПРЕДЕЛЕНИЕ г.Москва 19 сентября 2016 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Фролкиной СВ.,

судей Вавилычевой Т.Ю. и Кириллова В С .

рассмотрела в открытом судебном заседании 19 сентября 2016 г гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г. Ярославля в защиту интересов Томчук Н Н к Государственному учреждению - Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации

по кассационной жалобе управляющего Государственным учреждением - Ярославским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации Лапочкина М Ю на решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 28 сентября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 24 декабря 2015 г., которыми исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., объяснения представителей Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Маслаковой О.Ю., Голиковой Л.В., поддержавших доводы кассационной жалобы,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

заместитель прокурора Ленинского района г. Ярославля в интересах Томчук Н.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Ярославское региональное отделение ФСС РФ, отделение фонда) о возложении обязанности по обеспечению Томчук Н.Н. техническими средствами реабилитации.

Требования мотивированы тем, что Томчук Н.Н., 30 августа 1929 года рождения, является инвалидом I группы и согласно индивидуальной программе реабилитации ей назначены технические средства реабилитации - подгузники в количестве 3 шт. в сутки бессрочно. Томчук Н.Н. ответчиком поставлена на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, которыми она по информации ГУ - Ярославское региональное отделение ФСС РФ, была обеспечена по 1 декабря 2014 г. включительно. Заместитель прокурора полагал что права Томчук Н.Н. на получение мер социальной поддержки ответчиком нарушены, в связи с чем просил суд (с учетом уточнения предмета иска в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) возложить на ответчика обязанность по обеспечению Томчук Н.Н техническими средствами реабилитации - подгузниками из расчета 3 шт в сутки, а всего в количестве 888 шт. за период со 2 декабря 2014 г. по 23 сентября 2015 г.

Представитель ответчика в суде иск не признал.

Решением Ленинского районного суда г. Ярославля от 28 сентября 2015 г исковые требования заместителя прокурора Ленинского района г. Ярославля в защиту Томчук Н.Н. удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 24 декабря 2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе управляющего ГУ - Ярославским региональным отделением ФСС РФ Лапочкина М.Ю. ставится вопрос об отмене состоявшихся по данному делу судебных постановлений, как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы управляющего ГУ - Ярославским региональным отделением ФСС РФ Лапочкина М.Ю. судьей Верховного Суда Российской Федерации дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. от 5 августа 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке истец Томчук Н.Н. и действующий в ее интересах заместитель прокурора Ленинского района г. Ярославля, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменные возражения на нее прокурора Ленинского района г. Ярославля Кальченко С.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Томчук Н.Н.,

года рождения, является инвалидом I группы по общему заболеванию бессрочно.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 11 апреля 2011 г. № 566 Томчук Н.Н. нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации, в том числе подгузниками размера ХЬ впитываемостью не менее 2700 мл в количестве 3 шт. в сутки бессрочно.

13 апреля 2011 г. Томчук Н.Н. в лице своего опекуна Всеволодовой В.А обратилась в Государственное учреждение - Ярославское отделение ФСС РФ с заявлением об обеспечении ее в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида техническими средствами реабилитации подгузниками размера ХЬ впитываемостью не менее 2700 мл в количестве 3 шт. в сутки.

Согласно уведомлению отделения Фонда от 13 апреля 2011 г. № 11774 Томчук Н.Н. поставлена на учет для обеспечения техническими средствами реабилитации, в том числе подгузниками.

Государственным учреждением - Ярославским региональным отделением

ФСС РФ в ответе от 27 июля 2015 г., адресованном в прокуратуру Ленинского

района г. Ярославля, сообщено, что Томчук Н.Н. была обеспечена подгузниками: 7 мая 2014 г. в количестве 183 шт. на 61 день, 24 июня 2014 г. в количестве 462 шт. на 154 дня, 4 июня 2015 г. в количестве 93 шт. на 31 день.

Удовлетворяя иск заместителя прокурора Ленинского района г. Ярославля действующего в интересах Томчук Н.Н., и возлагая на ГУ - Ярославское региональное отделение ФСС РФ обязанность обеспечить ее техническими средствами реабилитации в виде подгузников за период со 2 декабря 2014 г. по 23 сентября 2015 г., суд первой инстанции исходил из того, что Томчук Н.Н. в указанный период не была своевременно и в полном объеме обеспечена техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, и восстановление ее нарушенных прав должно быть осуществлено путем предоставления ей технических средств реабилитации в натуре за прошлое время. При этом суд указал, что данное право не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия достаточного финансирования расходов на приобретение технических средств реабилитации а также от проведения или непроведения закупки этих средств ГУ Ярославское региональное отделение ФСС РФ.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнив, что действующее законодательство не содержит запрета на получение инвалидом в натуре технического средства реабилитации, которое он не получил свеовременно.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы отделения Фонда о том, что за спорный период Томчук Н.Н. уже обеспечена техническими средствами реабилитации в виде подгузников, суд апелляционной инстанции сослался на то, что повторной реализации истцом права на предоставление средств реабилитации не произошло, поскольку в данный период средства реабилитации не были предоставлены истцу в необходимом количестве.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).

Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

В абзаце втором пункта 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом «а» пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным

\

6

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация

выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной

программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и

(или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид

самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и

(или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида

либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по

приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов документа, удостоверяющего личность, индивидуальной программы реабилитации инвалида, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации (пункт 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).

Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н.

Между тем суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что Томчук Н.Н. была лишена

принадлежащего ей права на обеспечение техническими средствами реабилитации и восстановление ее права возможно только путем

предоставления ей технических средств реабилитации в натуре за прошлое

время.

Отсутствие же в указанных выше правовых актах нормы права, прямо

предусматривающей возможность обеспечения инвалидов техническими

средствами реабилитации в натуре за прошлый период, вопреки мнению суда,

означает в рамках механизма публично-правового регулирования спорных

отношений запрет на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их несвоевременного предоставления по каким-либо причинам.

В период, когда инвалид уполномоченным органом по каким-либо причинам не был обеспечен техническими средствами реабилитации предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, его право на получение указанных мер социальной поддержки могло быть реализовано путем выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н, а у суда в силу положений части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ отсутствовали правовые основания для возложения на ответчика - ГУ - Ярославское региональное отделение ФСС РФ обязанности обеспечить Томчук Н.Н. техническими средствами реабилитации в натуре за указанный период.

Ссылка суда апелляционной инстанции на то, что действующее законодательство не содержит запрета на получение инвалидом в натуре технических средств реабилитации, которые он не получил своевременно является несостоятельной, поскольку механизм реализации права инвалида на данную меру социальной поддержки в указанном случае урегулирован положениями части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н.

Кроме того, возлагая на ответчика обязанность обеспечить Томчук Н.Н подгузниками за период со 2 декабря 2014 г. по 23 сентября 2015 г. в количестве 888 шт., суд исходил из того, что указанные технические средства реабилитации в необходимом количестве ей не предоставлены. При этом суд не учел, что, как следует из материалов дела, по акту приема-передачи товара от 24 июня 2014 г. № 1/3748 Томчук Н.Н. передано 462 подгузника на 144 дня с периодом использования с 23 августа 2014 г. по 23 января 2015 г., по акту приема-передачи товара от 4 июня 2015 г. № 1944 Томчук Н.Н. передано 93 подгузника с периодом использования с 4 июня 2015 г. по 4 июля 2015 г по акту приема-передачи товара от 27 июля 2015 г. № 1033 Томчук Н.Н передано 183 подгузника с периодом использования с 27 июля 2015 г по 25 сентября 2015 г., то есть на момент принятия решения судом первой инстанции Томчук Н.Н. всего было передано 738 подгузников.

С учетом приведенных обстоятельств Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что принятые по делу

судебные постановления нельзя признать законными. Они приняты с

существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход

дела, без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных

прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского

процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для

отмены обжалуемых судебных постановлений.

!

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным отменяя судебные постановления, принять новое решение об отказе заместителю прокурора Ленинского района г. Ярославля, действующему в интересах Томчук Н.Н., в удовлетворении иска, не передавая дело для нового рассмотрения, поскольку судебными инстанциями допущена ошибка в применении норм материального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 28 сентября 2015 г и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 24 декабря 2015 г. отменить.

Принять по делу новое решение, которым заместителю прокурора Ленинского района г. Ярославля в защиту интересов Томчук Н Н в удовлетворении иска к Государственному учреждению Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации отказать Председательствующий

Судьи

Комментарии ()

    Судебная практика по статье 39 Конституции РФ