ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 87-КГ16-2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 14 ноября 2016 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Вавилычевой Т.Ю. и Кириллова В.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 14 ноября 2016 г гражданское дело по искам Нерехтского межрайонного прокурора Костромской области в интересах несовершеннолетних Фролова С И и Егоровой Е Е , иску прокурора Межевского района Костромской области в интересах несовершеннолетнего Татаринова К А к Государственному учреждению - Костромскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации

по кассационной жалобе управляющего Государственным учреждением - Костромским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации Дмитриевой И.Н. на решение Димитровского районного суда г. Костромы от 21 октября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 30 декабря 2015 г., которыми исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения представителей Государственного учреждения - Костромского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Маслаковой О.Ю. и Максименко О.В поддержавших доводы кассационной жалобы,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Нерехтский межрайонный прокурор Костромской области 29 июня 2015 г. обратился в суд с двумя исками в интересах несовершеннолетних Фролова СИ. и Егоровой Е.Е. к Государственному учреждению Костромскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Костромское региональное отделение ФСС РФ или региональное отделение фонда), с учетом уточнения исковых требований просил о возложении на ответчика обязанности обеспечить детей-инвалидов техническими средствами реабилитации за период с 1 сентября 2014 г. по 30 июня 2015 г. в количестве 729 и 699 штук соответственно в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.

Прокурор Межевского района Костромской области 7 сентября 2015 г обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего Татаринова К.А. к ГУ - Костромскому региональному отделению ФСС РФ о возложении обязанности обеспечить ребенка-инвалида техническими средствами реабилитации за период с 1 августа 2014 г. по 6 августа 2015 г. в количестве 1110 штук в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.

В обоснование заявленных требований прокуроры указали, что в ходе прокурорской проверки по обращению законных представителей несовершеннолетних Фролова СИ. и Егоровой Е.Е. - Фроловой ОН. и Егоровой В.М., законного представителя несовершеннолетнего Татаринова К.А. - Туровой А.С было установлено несоблюдение ответчиком положений Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р которым утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду которое выразилось в необеспечении детей-инвалидов в полном объеме техническими средствами реабилитации (подгузниками) в соответствии с индивидуальными программами реабилитации из расчета 1 изделие на

8 часов (3 штуки в день).

Определением судьи Димитровского районного суда г. Костромы от

7 июля 2015 г. гражданские дела по искам Нерехтского межрайонного

прокурора Костромской области к ГУ - Костромскому региональному

отделению ФСС РФ о возложении обязанности обеспечить детей-инвалидов

техническими средствами реабилитации объединены в одно производство.

Определением судьи Димитровского районного суда г. Костромы от 13 октября 2015 г. гражданское дело по искам Нерехтского межрайонного прокурора Костромской области и гражданское дело по иску прокурора Межевского района Костромской области к ГУ - Костромскому региональному отделению ФСС РФ о возложении обязанности обеспечить детей-инвалидов техническими средствами реабилитации объединены в одно производство.

Решением Димитровского районного суда г. Костромы от 21 октября 2015 г. заявленные Нерехтским межрайонным прокурором Костромской области и прокурором Межевского района Костромской области исковые требования удовлетворены, на ГУ - Костромское региональное отделение ФСС РФ возложена обязанность обеспечить:

- несовершеннолетнего Фролова СИ. в соответствии с индивидуальной программой реабилитации техническими средствами реабилитации: подгузниками для детей-инвалидов за период с 1 сентября 2014 г. по 30 июня 2015 г. включительно в количестве 729 штук в течение месяца с момента вступления решения в законную силу;

- несовершеннолетнюю Егорову Е.Е. в соответствии с индивидуальной программой реабилитации техническими средствами реабилитации подгузниками для детей-инвалидов за период с 1 сентября 2014 г. по 30 июня 2015 г. включительно в количестве 699 штук в течение месяца с момента вступления решения в законную силу;

- несовершеннолетнего Татаринова К.А. в соответствии с индивидуальной программой реабилитации техническими средствами реабилитации: подгузниками для детей-инвалидов за период с 1 августа 2014 г. по 16 июля 2015 г. включительно в количестве 1050 штук в течение месяца с момента вступления решения в законную сцлу.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 30 декабря 2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе управляющего ГУ - Костромским региональным отделением ФСС РФ Дмитриевой И.Н. ставится вопрос об отмене состоявшихся по данному делу судебных постановлений, как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 11 октября 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились Нерехтский межрайонный прокурор Костромской области и прокурор Межевского района Костромской области, о причинах неявки сведений не представили, исполняющий обязанности прокурора Межевского района Костромской области направил письменные возражения на кассационную жалобу. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, письменные возражения на нее исполняющего обязанности прокурора Межевского района Костромской области, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Фролов СИ.,

года рождения, Егорова Е. года рождения, и Татаринов К.А., года рождения, являются детьми-инвалидами.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации к акту освидетельствования ребенка-инвалида Фролова СИ. от 20 марта 2013 г. № 159 в качестве мероприятий по социальной реабилитации и услуг по реабилитации предусмотрено его обеспечение исполнителем - Костромским региональным отделением ФСС РФ техническими средствами реабилитации в том числе подгузниками: 1 изделие на 8 часов, по срокам. Срок проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации - с 20 марта 2013 г. по 8 сентября 2025 г. Фролов СИ. был обеспечен в течение указанного в иске периода с 1 сентября 2014 г. по 30 июня 2015 г. подгузниками вместо 909 штук в количестве 180 штук, что подтверждается актами приема-передачи от 18 декабря 2014 г. № 35 и от

5 марта 2015 г. № 3; 729 штук подгузников ему не предоставлено.

Согласно индивидуальной программе реабилитации к акту

освидетельствования ребенка-инвалида Егоровой Е.Е. от 27 мая 2013 г.

№ 347 и акту освидетельствования от 15 мая 2015 г. № 319.0.44/2015 в

качестве мероприятий по социальной реабилитации и услуг по реабилитации

предусмотрено ее обеспечение региональным отделением фонда

техническими средствами реабилитации, в том числе подгузниками:

1 изделие на 8 часов или 3 штуки в сутки. Срок проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации определен в первой индивидуальной программе реабилитации - с 5 июня 2013 г. по 1 июня 2015 г., во второй индивидуальной программе реабилитации - со 2 июня 2015 г. по 2 января 2027 г. Егорова Е.Е. была обеспечена в течение указанного в иске периода с 1 сентября 2014 г. по 30 июня 2015 г. подгузниками в количестве 210 штук что подтверждается актами приема-передачи от 18 декабря 2014 г. № 34 (90 штук), от 5 марта 2015 г. № 2 (90 штук) и от 22 июня 2015 г. № 22 (30 штук) (т. 1, л.д. 89-91)., тогда как за период с 1 сентября 2014 г. по 30 июня 2015 г. она должна была быть обеспечена подгузниками в количестве 909 штук; 699 штук подгузников ей не предоставлено.

Из индивидуальной программы реабилитации к акту освидетельствования ребенка-инвалида Татаринова К.А. от 18 мая 2011 г. № 303 следует, что в качестве мероприятий по социальной реабилитации и услуг по реабилитации предусмотрено его обеспечение региональным отделением фонда техническими средствами реабилитации, в том числе подгузниками: 1 изделие на 8 часов, по срокам. Срок проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации указан в индивидуальной программе реабилитации с 18 мая 2011 г. по 12 июня 2024 г. Татаринов К.А. в течение приведенного в иске периода с 1 августа 2014 г. по 6 августа 2015 г. обеспечивался подгузниками один раз по актам приема-передачи от 17 июля 2015 г. № 35 и № 36 в количестве 540 штук по каждому из актов. Данными изделиями были обеспечены потребности Татаринов К.А. с 17 июля по 6 августа 2015 г. Его потребности за период с 1 августа 2014 г. по 16 июля 2015 г. (350 суток) в количестве 1050 штук подгузников ответчиком не обеспечены.

Судом также установлено, что за пределами сроков, названных в исковых заявлениях (с 1 сентября 2014 г. по 30 июня 2015 г.), Фролову СИ. 7 июля 2015 г. выдано 540 штук подгузников, Егоровой Е.Е. 17 августа 2015 г. выдано 60 штук подгузников.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Нерехтского межрайонного прокурора Костромской области в интересах несовершеннолетних Фролова СИ. и Егоровой Е.Е. и прокурора Межевского района Костромской области в интересах несовершеннолетнего Татаринова К.А., суд первой инстанции, сославшись на положения Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-

ортопедическими изделиями, утвержденные постановлением Правительства

Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240, а также на положения

статьи 12 (способы защиты гражданских прав) и нормы главы 26

(прекращение обязательств) Гражданского кодекса Российской Федерации,

пришел к выводу о том, что Фролов СИ., Егорова Е.Е. и Татаринов К.А состоят на учете в качестве нуждающихся в обеспечении техническими средствами реабилитации и имеют право на получение технических средств реабилитации (подгузников), и им не может быть в этом отказано по мотиву того, что региональное отделение фонда не осуществляет производство указанных средств реабилитации или из-за недостаточности поступлений из федерального бюджета соответствующих субвенций. Исходя из того, что индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти органами местного самоуправления, а также организациями, вместе с тем дети-инвалиды не были обеспечены в полном объеме техническими средствами реабилитации (подгузниками) в спорные периоды, суд первой инстанции возложил на ответчика обязанность по предоставлению в течение месяца с момента вступления решения в законную силу подгузников Фролову СИ., Егоровой Е.Е. за период с 1 сентября 2014 г. по 30 июня 2015 г. в количестве 729 и 699 штук соответственно и Татаринову К.А. за период с 1 августа 2014 г. по 6 августа 2015 г. в количестве 1050 штук.

Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнив их суждением о том, что действующее законодательство не содержит запрета на получение инвалидом в натуре технических средств реабилитации, которые он не получил своевременно.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября

1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).

В пункте 22 Федерального перечня реабилитационных мероприятий технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р, поименованы подгузники.

Согласно части 14 статьи 111 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, Правила).

В абзаце втором пункта 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом «а» пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу абзаца первого пункта 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации определяется федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с этими Правилами.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее - Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации), в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность, индивидуальной программы реабилитации инвалида, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации (пункт 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).

Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел

соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено

обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за

прошлый период в случае их непредоставления (предоставления не в полном

объеме) инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой

ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального

бюджета техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н.

Между тем суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что Фролов СИ Егорова Е.Е. и Татаринов К.А. были лишены принадлежащего им права на обеспечение техническими средствами реабилитации и восстановление их права возможно только путем предоставления им технических средств реабилитации в натуре за прошлое время.

В период, когда инвалид уполномоченным органом по каким-либо причинам не был обеспечен (обеспечен не в полном объеме) техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, его право на получение указанных мер социальной поддержки могло быть реализовано путем выплаты уполномоченным органом в порядке установленном законом, денежной компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации.

Ссылка суда первой инстанции в обоснование своих выводов на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (статью 12 о способах защиты гражданских прав и главу 26 о прекращении обязательств) неправомерна, так как по своей правовой природе отношения по обеспечению уполномоченным органом инвалидов техническими средствами реабилитации не являются гражданско-правовыми и регулируются приведенными выше нормативными положениями специального законодательства.

Довод суда апелляционной инстанции о том, что действующее законодательство не содержит запрета на получение инвалидом в натуре технических средств реабилитации, которые он не получил своевременно является ошибочным, поскольку механизм реализации права инвалида на данную меру социальной поддержки в подобном случае урегулирован положениями части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н.

Исходя из изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 ГПК РФ является

основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Димитровского районного суда г. Костромы от 21 октября 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 30 декабря 2015 г. отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции Димитровский районный суд г. Костромы Председательствующий

Судьи

Комментарии ()

    Судебная практика по статье 39 Конституции РФ