ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 5-КГ15-43

ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 3 0 июня 2015 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Вавилычевой Т.Ю.,

судей Назаренко Т.Н. и Юрьева И.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гриценко Р М к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, Правительству г. Москвы о признании решения городской межведомственной комиссии по решению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа от 30 марта 2012 г. (протокол № 85) незаконным, признании за ним права на обеспечение отдельным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как за лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории г. Москвы, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных норм

по кассационной жалобе Гриценко Р М и ходатайству Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Панфиловой Э А на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 21 марта 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 сентября 2014 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаренко Т.Н., выслушав объяснения представителей Гриценко Р.М Головань А.И. и Федотова Е.В., поддержавших доводы кассационной жалобы объяснения представителя Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Панфиловой Э.А. - Матвеевой Н.А., поддержавшей доводы ходатайства, возражения относительно доводов кассационной жалобы и ходатайства представителя Департамента городского имущества г. Москвы правопреемника Департамента жилищной политики и жилищного фонда г Москвы Москалевой И.В.,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Гриценко Р.М. с учетом уточненных требований обратился в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Правительству г. Москвы о признании решения городской межведомственной комиссии по решению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа от 30 марта 2012 г. (протокол № 85) незаконным, признании за ним права на обеспечение отдельным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как за лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории г. Москвы, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей на территории г. Москвы общей площадью не ниже установленных социальных норм. В обоснование заявленных требований Гриценко Р.М. указал, что является лицом из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. За ним закреплена комната в четырехкомнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу:.

В квартире также зарегистрированы и проживают бабушка истца - Гриценко Т.Н., с 1992 года состоящая на учете в наркологическом диспансере № г. Москвы (страдает алкоголизмом более 10 лет) и дядя истца - Морозов Д.А., состоящий на учете в психоневрологическом диспансере № г. Москвы с 1995 года в связи с психическим заболеванием Кроме того, закрепленная за истцом комната по своему размеру меньше учетной нормы площади жилого помещения в г. Москве. Таким образом ввиду приведенных обстоятельств Гриценко Р.М. считает свое проживание в закрепленной за ним комнате невозможным. Между тем решением городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа г. Москвы (протокол № 85) от 30 марта 2012 г. истцу было отказано в предоставлении жилого помещения по договору безвозмездного пользования.

Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 21 марта 2014 г. в удовлетворении иска Гриценко Р.М. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 сентября 2014 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Гриценко Р.М. и в ходатайстве Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Панфиловой Э.А. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как незаконных.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2015 г. кассационная жалоба Гриценко Р.М. и ходатайство Уполномоченного по правам человека переданы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и ходатайства Уполномоченного по правам человека, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При вынесении оспариваемых судебных постановлений такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций.

Как установлено судом, Гриценко Р.М. родился г Мать Гриценко Р.М. умерла в 2001 году, отец - в 2002 году.

Распоряжением главы районной управы района «Северное Тушино» в г. Москве от 1 ноября 2001 г. с согласия отца над Гриценко Р.М. установлена опека со стороны двоюродного дедушки, зарегистрированного по адресу:

с правом проживания несовершеннолетнего на жилой площади опекуна.

Гриценко Р.М. с рождения зарегистрирован в четырехкомнатной квартире расположенной по адресу: , общей площадью кв.м. Кроме Гриценко Р.М. в квартире также зарегистрированы бабушка истца - Гриценко Т.Н. вместе со своими сыновьями - Морозовым Н.А. и Морозовым Д.А. (л.д.52).

Решением Тушинского районного суда г. Москвы от 6 августа 2002 г договор социального найма изменен - Гриценко Р.М. выделена комната жилой площадью кв.м, в отношении которой 7 октября 2002 г. заключен договор социального найма.

На основании договора передачи квартиры в собственность от 29 октября 2003 г. комната жилой площадью кв.м в квартире, находящейся по адресу:,

передана в собственность Гриценко Р.М., о чем ему было выдано соответствующее свидетельство о государственной регистрации права от 1 декабря 2003 г. (л.д. 48).

Распоряжением руководителя муниципалитета Восточного муниципального образования «Северное Тушино» в г. Москве от 14 марта 2006 г. № 80-рр в связи с приватизацией закрепленной за Гриценко Р.М. комнаты в распоряжение от 1 ноября 2001 г. внесены изменения, а именно внесена запись: «Сохранить жилое помещение по адресу: , за Гриценко Р.М.».

Постановлением руководителя муниципалитета Восточного муниципального образования «Северное Тушино» в г. Москве от 25 апреля 2011 г. в связи с необходимостью решения вопроса о предоставлении отдельного жилого помещения Гриценко Р.М. в распоряжение от 1 ноября 2001 г. внесены изменения, а именно внесена запись: «Признать Гриценко Р.М. нуждающимся в однократном предоставлении отдельного жилого помещения».

Решением городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа г. Москвы от 30 марта 2012 г. (протокол № 85) Гриценко Р.М. отказано в предоставлении жилого помещения по договору безвозмездного пользования как лицу из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 6).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Гриценко Р.М., суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 г. № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве» и положения «Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа», утвержденного постановлением Правительства Москвы от 2 октября 2007 г. № 854-1111, пришел к выводу о том, что оспариваемое решение городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа от 30 марта 2012 г. (протокол № 85), которым Гриценко Р.М. было отказано в предоставлении квартиры по договору безвозмездного пользования, является законным и обоснованным, поскольку Гриценко Р.М. не представил необходимых документов, свидетельствующих о его необеспеченности жилым помещением, а именно уведомления из Управления Росреестра по г. Москве о правах истца на недвижимое имущество по состоянию на 2 февраля 2010 г., справки из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о его правах на недвижимое имущество за период с 1994 по 1998 год, а также документов о наличии (отсутствии) собственности у его умершего в 2002 году отца. Кроме того как указал суд, в г. Москве детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилье предоставляется по договору безвозмездного пользования однако истец требований о предоставлении ему такого жилья не заявлял.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что с выводами судов первой и апелляционной инстанций нельзя согласиться по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38).

Забота о детях, по смыслу части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации, предполагает, что ущемление прав ребенка, создание ему немотивированного жизненного дискомфорта несовместимы с самой природой отношений, исторически сложившихся и обеспечивающих выживание и развитие человека как биологического вида.

Исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений, содержанием которых являются в том числе права детей, Российская Федерация призвана создавать условия обеспечивающие детям достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного нравственного и социального развития.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон) определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 данного федерального закона предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, такого обстоятельства как то, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.

В соответствии частью 4 статьи 9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения учетная норма устанавливается в размере 15 кв.м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти г. Москвы разным семьям.

Как установлено, Гриценко Р.М. является собственником комнаты жилой площадью кв.м, общей площадью кв.м в коммунальной квартире находящейся по адресу: (л.д. 52, оборот).

Таким образом, площадь принадлежащей Гриценко Р.М. комнаты меньше учетной нормы площади жилого помещения, что свидетельствует о наличии предусмотренного подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» основания свидетельствующего о невозможности проживания Гриценко Р.М. в указанном жилом помещении.

Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось и является самостоятельным основанием для признания Гриценко Р.М. нуждающимся в обеспечении жилым помещением.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Гриценко Р.М., суд исходил из законности решения городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа от 30 марта 2012 г. (протокол № 85), которым Гриценко Р.М. было отказано в предоставлении жилого помещения как лицу относящемуся к категории детей-сирот.

Между тем, как видно из дела, постановлением руководителя муниципалитета Восточного муниципального округа «Северное Тушино» в г. Москве от 25 апреля 2011 г. № 170 Гриценко Р.М. признан нуждающимся в однократном предоставлении отдельного жилого помещения.

Данное постановление в установленном законом порядке не отменено и также никем не оспорено, на момент рассмотрения дела в суде исполнено не было, жилым помещением Гриценко Р.М. не обеспечен.

Таким образом, за Гриценко Р.М. сохраняется право на однократное получение отдельного жилого помещения.

Ссылку в решении комиссии от 30 марта 2012 г. на непредоставление Гриценко Р.М. документов, а именно уведомления из Управления Росреестра по г. Москве о правах истца на недвижимое имущество по состоянию на 2 февраля 2010 г., справки из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о его правах на недвижимое имущество за период с 1994 по 1998 год, а также документов о наличии (отсутствии) собственности у его умершего в 2002 году отца Абдурагимова М.Ш., который был зарегистрирован в Республике, как на основание к отказу в предоставлении жилого помещения нельзя признать правомерной.

Требование Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о необходимости заявителю представить справки из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о его правах на недвижимое имущество за период с 1994 по 1998 год является необоснованным, поскольку указанной информацией располагает непосредственно названный департамент.

Ссылка на отсутствие информации о наличии или отсутствии собственности у отца истца на момент смерти в 2002 году в Республике как на основание для отказа в удовлетворении заявленных требований сделана без учета положений Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» и Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 г. № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве», согласно которым предоставление информации о собственности родителей, тем более находящейся на территории другого государства, не предусмотрено.

Представление документов, содержащих указанную информацию, не предусмотрено и перечнем документов, необходимых для принятия решения о предоставлении жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, содержащимся в пункте 4 Положения «Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа», утвержденного постановлением Правительства Москвы от 2 октября 2007 г. № 854-1111.

Кроме того, Гриценко Р.Н. не предложено представить дополнительные документы, необходимые для рассмотрения его заявления.

Таким образом, жилищная комиссия ограничилась формальной проверкой состава документов, необходимых по ее мнению, для рассмотрения заявления Гриценко Р.М., не оценив по существу законность требования лица, относящегося к категории детей-сирот, относительно его права на получение жилого помещения, подтвержденного ранее вынесенным актом компетентного органа При этом отказ жилищной комиссии в удовлетворении заявления Гриценко Р.М немотивирован.

При изложенных обстоятельствах с выводами суда о том, что решение жилищной комиссии является законным и обоснованным, поскольку соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и г. Москвы нельзя согласиться.

Отказывая в удовлетворении иска Гриценко Р.М., суд также указал, что поименованной категории граждан жилье предоставляется по договору безвозмездного пользования, однако такие требования истцом не заявлялись.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также статьей 13 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 г. № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве» жилые помещения лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, предоставляются из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Данный вывод суда не соответствует и обстоятельствам дела, поскольку истцом были уточнены исковые требования (л.д. 21) о возложении обязанности предоставить отдельное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены обжалуемых судебных постановлений.

С учетом изложенного Судебная коллегия считает, что решение Пресненского районного суда г. Москвы от 21 марта 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 сентября 2014 г. нельзя признать законными, они подлежат отмене, а дело - направлению на рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Пресненского районного суда г. Москвы от 21 марта 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 сентября 2014 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий

Комментарии ()

    Судебная практика по статье 38 Конституции РФ