ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 10-АПП7-10 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г.Москва 2 8 а в г у с т а 2 0 1 7 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Хаменкова В.Б судей Калининой Л.А. и Николаевой О.В при секретаре Горенко А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Дубравина Н Г на решение Кировского областного суда от 10 августа 2017 года, которым ему отказано в удовлетворении административного иска о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Кировской области от 4 августа 2017 года № 23/167 «Об отказе в регистрации кандидату на должность губернатора Кировской области Дубравину Н Г », обязании Избирательной комиссии Кировской области зарегистрировать Дубравина Н.Г. в качестве кандидата в губернаторы Кировской области.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 8 июня 2017 года № 11/73 досрочные выборы губернатора Кировской области назначены на 10 сентября 2017 года.

Постановлением Избирательной комиссии Кировской области от 4 августа 2017 года № 23/167 Дубравину Н Г выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в губернаторы Кировской области.

Дубравин Н.Г. обратился в суд с административным иском о признании незаконным и отмене названного постановления Избирательной комиссии Кировской области, возложении на комиссию обязанности зарегистрировать его в качестве кандидата в губернаторы Кировской области на основании представленных им документов от 27 июня 2017 года и 26 июля 2017 года.

В обоснование административного иска Дубравин Н.Г. ссылался на то что положения Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Кировской области от 28 июня 2012 года № 157-30 «О выборах Губернатора Кировской области», положенные в основу оспариваемого постановления, не подлежали применению как не соответствующие статьям 15, 19, 32, 34, 55 Конституции Российской Федерации и ограничивающие его право быть избранным в губернаторы Кировской области.

Решением Кировского областного суда от 10 августа 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе Дубравин Н.Г. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд пришел к правильному выводу о несоблюдении Дубравиным Н.Г. требований закона о представлении необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей и депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований.

В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 данного Федерального закона, по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38

указанного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с подпунктами «д» и «д.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата являются: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата; недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 38 названного Федерального закона предусмотрено что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 данного Федерального закона.

Исходя из положений пунктов 1, 1.1 и 17 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», количество подписей избирателей и депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, устанавливается законом субъекта Российской Федерации; при этом количество подписей избирателей не может составлять менее 0,5 процента и более 2 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.

Количество подписей избирателей и депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, которые должны быть собраны в поддержку выдвижения кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения на должность губернатора Кировской области, определено частью 9 статьи 27 и частью 1 статьи 29 Закона Кировской области от 28 июня 2012 года № 157-30 «О выборах губернатора Кировской области» и составляет 5 процентов от общего числа депутатов представительных органов муниципальных образований, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов губернатора области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих

муниципальных образований области, и 0,5 процента от числа избирателей зарегистрированных на территории области.

Количество таких подписей в абсолютном выражении определено постановлениями Избирательной комиссии Кировской области от 8 июня 2017 года № 9/83 и № 9/84 и составляет 218 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Кировской области и 5416 подписей избирателей.

Судом достоверно установлено, что Дубравиным Н.Г. в избирательную комиссию представлено всего 25 подписей депутатов представительных органов и глав муниципальных образований и 1193 подписи избирателей.

Поскольку количество подписей как депутатов представительных органов и глав муниципальных образований, так и избирателей, которое необходимо собрать для поддержки выдвижения и регистрации, Дубравиным Н.Г. представлено не было, избирательная комиссия обоснованно отказала ему в регистрации кандидатом на должность губернатора Кировской области.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд применил положения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Кировской области «О выборах губернатора Кировской области противоречащие статьям 15, 19, 32, 34, 55 Конституции Российской Федерации, отклоняются Судебной коллегией, поскольку в соответствии со статьей 17 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных

или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением

судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления

государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел,

отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда

Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов

Российской Федерации и арбитражных судов.

Дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных

законов, законов и иных нормативных актов субъектов Российской

Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов

государственной власти Российской Федерации и совместному ведению

органов государственной власти Российской Федерации и органов

государственной власти субъектов Российской Федерации разрешает

Конституционный Суд Российской Федерации (статья 3 Федерального

конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О

Конституционном Суде Российской Федерации»).

При таких обстоятельствах, когда судом при рассмотрении и

разрешении настоящего дела не допущено нарушений норм материального и

процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке, решение суда следует признать законным и обоснованным. Такое решение по доводам апелляционной жалобы отменено быть не может.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Кировского областного суда от 10 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дубравина Н.Г. - без удовлетворения Председательствующий

Судьи

Комментарии ()

    Судебная практика по статье 32 Конституции РФ