ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №49-АЛЛ 3-10

ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. М о с к в а 7 а в г у с т а 2013 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Пирожкова В.Н.,

судей Борисовой Л.В. и Ксенофонтовой О.А.

при секретаре Строилове А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Башкирского республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» об оспаривании постановления Правительства Республики Башкортостан от 18 марта 2009 г. № 96 «Об установлении норм предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия» на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 апреля 2013 г., которым отказано в удовлетворении заявления.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя Башкирского республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Белякова Ю.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Правительства Республики Башкортостан Султанбековой А.Р., возражавшей против отмены судебного акта заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила Башкирское республиканское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее - отделение политической партии) обратилось в суд с заявлением о признании недействующим поименованного нормативного правового акта по тем основаниям, что утвержденная им норма заполняемости территории места проведения публичного мероприятия является завышенной и ограничивает право граждан собираться мирно. По мнению заявителя, эта норма должна соответствовать заполняемости общественного транспорта в прежние времена - 7-8 человек на 1 квадратный метр.

Верховным Судом Республики Башкортостан постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе отделение политической партии, ссылаясь на рассмотрение дела незаконным составом суда, недоказанность установленных судом обстоятельств имеющих значение для дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда не подлежащим отмене.

Общественные отношения, по поводу которых возник спор, на федеральном уровне регламентированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях иными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «б» ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (чч. 2 и 5 ст. 76).

Статьей 31 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Исходя из положений, предусмотренных п. 7 ч. 4 ст. 5, п. 4 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ, норма предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в зависимости от места проведения такого публичного мероприятия.

Статьей 2 Закона Республики Башкортостан от 19 апреля 2005 г. № 175-з «О порядке подачи уведомления о проведении публичного

мероприятия» (с последующими изменениями и дополнениями) определено что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением

собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается организатором публичного мероприятия в Правительство Республики Башкортостан, если предполагаемое количество участников публичного мероприятия составляет 500 и более человек, либо если проведение публичного мероприятия планируется в виде демонстрации или шествия либо если проведение публичного мероприятия планируется на территории непосредственно прилегающей к зданиям, занимаемым органами государственной власти Республики Башкортостан, федеральными органами государственной власти, представительствами иностранных государств субъектов иностранных федеративных государств, административно территориальных образований иностранных государств, субъектов Российской Федерации (п. 1 ч. 1). Уведомление должно отвечать предусмотренным Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ требованиям (ч. 2). Статьей 8 этого же закона предписано Правительству Республики Башкортостан установить нормы предельной заполняемости территорий (помещений) в местах проведения публичных мероприятий (п. 2).

Установлено, что 18 марта 2009 г. Правительством Республики Башкортостан принято постановление № 96 «Об установлении норм предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия» (далее - Постановление).

Нормативный правовой акт официально опубликован в «Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан», 2009 г., № 10 (304), ст. 653.

Постановлением установлены следующие нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого подано в Правительство Республики Башкортостан:

предельная заполняемость территории в месте проведения публичного мероприятия - не более 1 человека на 1 квадратный метр;

предельная заполняемость помещения, оборудованного стационарными зрительскими местами, в месте проведения публичного мероприятия - не более чем количество стационарных зрительских мест;

предельная заполняемость помещения, не оборудованного стационарными зрительскими местами, в месте проведения публичного мероприятия - не более 1 человека на 1 квадратный метр.

Сравнительный анализ Постановления с упомянутыми актами большей юридической силы приводит к выводу о том, что оспариваемое регулирование осуществлено органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленной ему компетенции и

федеральным законам или другим нормативным правовым актам, имеющим

большую юридическую силу, не противоречит.

Суд проверил и со ссылкой на ст. 12 Федерального закона от 19 июня

2004 г. № 54-ФЗ признал несостоятельными доводы заявителя о том, что

нормы предельной заполняемости помещений для проведения публичных мероприятий Правительством Республики Башкортостан утверждены с превышением полномочий.

Также обоснованно не согласился суд с мнением о том, что нормой предельной заполняемости территории в месте проведения публичного мероприятия должна быть заполняемость, равная 7-8 человек на 1 квадратный метр.

Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы отделения политической партии.

Не нашли своего подтверждения ссылки в жалобе на рассмотрение дела по первой инстанции незаконным составом суда.

Несогласие с правовой оценкой доказательств, отраженной в постановлении суда, не предусмотрено законом в качестве основания для отмены судебного акта в апелляционном порядке.

Иные доводы апелляционной жалобы не имеют правового значения для рассмотрения дела и не влекут отмену решения суда.

В силу изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 апреля 2013 г оставить без изменения, апелляционную жалобу Башкирского республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»^- без удовлетворения Председательствующий

^"

Комментарии ()

    Судебная практика по статье 31 Конституции РФ