ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №ГКПИ11-1888

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Москва 14 н о я б р я 2011 г.

Верховный Суд Российской Федерации в составе

судьи Верховного Суда

Российской Федерации Петровой Т.А.

при секретаре Карулине И.А.

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Каплиева А С о признании недействующими постановлений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 31 августа 2011 г. № 29/264-6 «О количестве открепительных удостоверений для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва», от 25 мая 2011 г. № 12/125-6 «Об открепительном удостоверении для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва», от 25 мая 2011г. № 12/126-6 «Об открепительном удостоверении для голосования на выборах Президента Российской Федерации»,

установил:

постановлениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК России) от 31 августа 2011 г. № 29/264-6 «О количестве открепительных удостоверений для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва», от 25 мая 2011 г. № 12/125-6 «Об открепительном удостоверении для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва», от 25 мая 2011г. № 12/126-6 «Об открепительном удостоверении для голосования на выборах Президента Российской Федерации» утверждены количество открепительных удостоверений, текст открепительных удостоверений, форма реестра выдачи открепительных удостоверений, определены единая для всей территории Российской Федерации нумерация, а также способы защиты от подделки, плотность и формат бумаги бланков открепительных удостоверений для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и Президента Российской Федерации. Установлено, что передача открепительных удостоверений избирательным комиссиям и их учет на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и Президента Российской Федерации осуществляются в соответствии с разделом I Порядка передачи открепительных удостоверений избирательным комиссиям комиссиям референдума и учета открепительных удостоверений утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. № 230/1508-5.

Каплиев А.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими указанных постановлений ЦИК России, ссылаясь на то, что они противоречат принципу свободного участия гражданина Российской Федерации в выборах, закрепленному в пункте 3 статьи 3 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также статье 18, части 1 статьи 21, части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, поскольку без получения открепительного удостоверения он не сможет реализовать свои избирательные права на территории избирательного участка, на котором будет находиться в день голосования, при отсутствии регистрации по месту жительства и пребывания на данном участке.

ЦИК России в письменных возражениях указала, что оспариваемыми постановлениями, принятыми в пределах предоставленной ей федеральными законами компетенции, реализованы положения федерального избирательного законодательства об обеспечении права избирателей получать открепительное удостоверение, решение о необходимости получения которого зависит лишь от воли самого избирателя.

Выслушав объяснения Каплиева А.С. и представителя ЦИК России Воронина Д.Ю., оценив нормативные правовые акты на их соответствие федеральному закону и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит

оснований для удовлетворения заявленных требований.

Пунктами 8 и 9 статьи 21 Федерального закона «Об основных гарантиях

избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской

Федерации», подпунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 10 января 2003 г.

№ 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (далее - Закон о

выборах Президента РФ), пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 18 мая

2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации» ( далее - Закон о выборах депутатов

Государственной Думы) предусмотрено, что ЦИК России как избирательная комиссия, организующая выборы в федеральные органы государственной власти - выборы Президента РФ и выборы в Государственную Думу устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются избирательные документы.

Реализуя предоставленные полномочия, ЦИК России на заседаниях 25 мая 2011 г. и 31 августа 2011 г. приняла оспариваемые заявителем постановления Нормативные акты приняты в пределах компетенции, определенной пунктом 3 статьи 62 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 1 статьи 74 Закона о выборах депутатов Государственной Думы, пунктом 1 статьи 68 Закона о выборах Президента РФ, опубликованы в журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации», 2011 г., №8 и №12.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению (пункт 3 статьи 3).

Закрепляя возможность голосования на основании открепительного удостоверения, также предусматривает, что избиратель, который в день голосования не сможет прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе в установленные законом сроки получить в определяемой законом комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании (в пределах избирательного округа, где избиратель обладает активным избирательным правом) на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования (пункт 1 статьи 62).

Право использовать открепительное удостоверение для голосования на выборах предусмотрено и Законом о выборах Президента РФ (статья 68), Законом о выборах депутатов Государственной Думы (статья 74).

Из приведенных норм следует, что они не возлагают на граждан

обязанность получения открепительного удостоверения и не устанавливают

юридической ответственности за его неполучение, обеспечивая тем самым

свободное волеизъявление избирателя. Проведение голосования с

использованием открепительного удостоверения создает условия для

выражения волеизъявления избирателей, не имеющих возможности прибыть в

помещение для голосования своего избирательного участка. Оспариваемые

заявителем постановления приняты в целях обеспечения указанных условий и

не могут противоречить принципу свободы и добровольности участия

гражданина в выборах (пункт 3 статьи 3 Федерального закона « Об основных

гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан

Российской Федерации»), а также в полной мере соответствуют обязанности

государства охранять достоинство личности во всех сферах и обеспечивать приоритет ее прав и свобод, не допуская ограничения этого права ни при каких обстоятельствах (часть 2 статьи 17, статья 18, часть 1 статьи 21, часть 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации).

Оспариваемые заявителем акты ЦИК России не регулируют вопросы связанные с основаниями включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке. Такое регулирование осуществляется пунктами 4, 9 и 16 статьи 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которые не подлежат применению к отношениям, связанным с полномочиями ЦИК России по установлению нормативов для изготовления избирательных документов. В связи с этим утверждение заявителя о необходимости получения открепительного удостоверения, которое является основанием для включения в список избирателей на конкретном избирательном участке, для реализации избирательных прав при отсутствии регистрации по месту жительства и пребывания на данном участке, не может влиять на законность оспариваемых актов.

Ходатайство заявителя об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности пунктов 4, 9 и 16 статьи 17 Федерального закона «О гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не подлежит удовлетворению поскольку эти нормы не подлежат применению в настоящем деле (статья 101 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Каплиева А С о признании недействующими постановлений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 31 августа 2011 г. № 29/264-6 «О количестве открепительных удостоверений для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва», от 25 мая 2011 г. № 12/125-6 «Об открепительном удостоверении для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва», от 25 мая 2011г. № 12/126-6 «Об открепительном удостоверении для голосования на выборах Президента Российской Федерации» отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме Судья Верховного Суда Российской Федерации Т.А. Петрова

Комментарии ()

    Судебная практика по статье 21 Конституции РФ