ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № АКПИ14-522

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Москва 23 июня 2014 г.

Верховный Суд Российской Федерации в составе

судьи Верховного Суда

Российской Федерации Толчеева Н.К.

при секретаре Березиной А.В.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Колядина М А о признании частично недействующим пункта 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009,

установил:

согласно пункту 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 (далее - Правила), нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (далее именуются - нормативные правовые акты) издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Колядин М.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим указанного нормативного положения в части, исключающей возможность издания изменений и (или) дополнений, вносимых в нормативные правовые акты на основе вступившего в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации, содержащего в мотивировочной части толкование норм права, данное при производстве по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части. Заявитель считает оспариваемую норму противоречащей части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1- ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и нарушающей его права и свободы.

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указало, что оспариваемый в части нормативный правовой акт издан высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий и законодательству Российской Федерации не противоречит, права и свободы заявителя не нарушает.

Выслушав объяснения Колядина М.А., возражения представителей заинтересованного лица Обушенко Л.А. и Чапчи П.В., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.

В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Правительство Российской Федерации, являясь высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, утвердило в соответствии с полномочиями, предоставленными ему в соответствии со статьями 12, 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Правила, пункт 1 которых устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти на издание нормативных правовых актов. Правила опубликованы в Собрании законодательства Российской Федерации, 1997 г., № 33, в «Российской газете», 1997 г., 21 августа.

Пункт 1 Правил по своему содержанию полностью совпадает с подпунктом «б» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», наделяющим федеральное министерство полномочием самостоятельно осуществлять правовое регулирование в установленной сфере деятельности на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Оснований для вывода о несоответствии пункта 1 Правил в части исключающей возможность издания изменений и (или) дополнений, вносимых в нормативные правовые акты на основе толкования норм права, данного в мотивировочной части вступившего в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации, требованиям части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» не имеется. Данный пункт не содержит норм, исключающих такую возможность и не препятствует федеральным органам исполнительной власти по своей инициативе в пределах предоставленной компетенции вносить в изданные ими нормативные правовые акты соответствующие поправки, в том числе с учетом содержащегося в мотивировочной части решения Верховного Суда Российской Федерации толкования норм права.

Оспариваемая Колядиным М.А. правовая норма не может противоречить указанному федеральному конституционному закону, который по отношению к Правилам имеет иной предмет правового регулирования. Доводы заявителя о том, что Правительство Российской Федерации обязано было включить в пункт 1 Правил положения, определяющие порядок и условия исполнения федеральными органами исполнительной власти вступившего в законную силу судебного акта, лишены правовых оснований. Эти вопросы в силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» могут регулироваться исключительно федеральным законом.

С учетом изложенного оспариваемая правовая норма соответствует требованиям федерального закона, прав и свобод заявителя не нарушает, в связи с чем на основании части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявления надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Колядина М А о признании частично недействующим пункта 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме Судья Верховного Суда Российской Федерации Н.К. Толчеев

Комментарии ()

    Судебная практика по статье 10 Конституции РФ